Роль учителя в работе с одаренными детьми.В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных
детей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство
психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития
одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и
социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в
основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Педагогическая
система при работе с этими детьми строится
на четырех базовых идеях:
- на осознании
самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости
возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;
- на приоритете
внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для
творческого саморазвития;
- на понимании
природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости»,
изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое
самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Одной из важнейших задач учителя является выявление одаренный детей.
Условно
можно выделить три категории одаренных детей:
1.
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих
равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте).
2.
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области
науки (подростковый возраст).
3.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Личность
учителя является ведущим
фактором в работе с одаренными детьми.
Педагог разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика.
Деятельность учителя по интенсивному
умственному развитию этих детей строится на основе личностно - ориентированного
подхода и принципа преемственности. В этой деятельности должны быть задействованы четыре взаимодействующих
субъекта — ребенок, педагогический коллектив, семья и школьное окружение
ребенка в лице его сверстников.
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный
учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой
предмет.
Принципы педагогической
деятельности учителя в работе с одаренными детьми:
принцип
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип
возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип
индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип
создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
принцип
свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Учитель должен быть:
увлечен
своим делом;
способным
к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально
грамотным;
интеллектуальным,
нравственным и эрудированным;
проводником
передовых педагогических технологий;
психологом,
воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком
во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными
учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ
конкурсы;
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Только те знания, к которым человек стремится
самостоятельно, через собственный опыт, мысль и действия становятся
действительно прочными. Поэтому педагоги сейчас все активнее переходят от
передачи знаний в готовом виде к управлению самостоятельной
учебно-познавательной деятельностью учащихся к формированию у них опыта
творчества.
В своей работе с
одаренными детьми я применяю исследовательскую деятельность – как одну из
эффективных форм обучения. Исследования особенно ценны в учебно-воспитательном
отношении. В ходе этой работы происходит непосредственное общение обучающихся с
природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается
наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических
вопросов.
Важно, чтобы ученик преодолел пассивную позицию в
учебном процессе. Происходит реализация модели «Я знаю, понимаю, могу».
Исследовательскую деятельность учащихся я реализую на уроках во время лабораторных,
практических работ, демонстрационных
опытов. Во внеурочное время проводим
эксперименты, исследования натуральных живых объектов.
При этом школьники обучаются работе с
дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала
доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных
выступлений и в итоге выполняют исследовательскую и экспериментальную работу,
которую представляют на научно-практической конференции или каком-либо
конкурсе.
Учащиеся 10 классов выполняют
проектно-исследовательскую работу по генеалогии. Работы получаются очень
интересные. Лучшие работы были отобраны на районный конкурс. За
исследовательскую работу «Моя родословная» Горелова Екатерина была награждена
Союзом возрождения родословных традиций дипломом второй степени (2008г).
Мои учащиеся выступают со своими работами
на районных экологических конференциях, научных конференциях «Преемственность
поколений» в институте лазерных технологий ИПТЛИТ РАН. Они являлись
дипломантами и занимали призовые места.
Линев Сергей,
Романенко Константин (трижды) представляли свои проекты на областной олимпиаде по экологии и стали
призерами. Петухов Игорь был призером на областной олимпиаде по химии и
принимал участие во Всероссийской
олимпиаде школьников по химии. На международной экологической конференции ЭКО -2006, 2007, 2008 работы моих учеников
были отмечены дипломами. Мы принимаем участие в Форуме юношеских талантов
Соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Центральном
федеральном округе РФ. Ученица Коптелова Оксана получила диплом третьей степени
за исследовательскую работу «Жевательные резинки: вред или польза»(2008). Воронова Татьяна – диплом второй степени за работу
«Эффективность очистки воды бытовыми фильтрами»(2010). Работа Булычевой Тамары «Изучение
факторов, влияющих на целостность цитоплазматической мембраны растительной
клетки»(2011) отмечена дипломом третьей
степени.
Наиболее удачные проектно-исследовательские
работы, которые были отмечены на разных уровнях: «Сравнение качества питьевой водопроводной воды и воды из естественных источников», «Вода –
уникальный жидкий кристалл», «Лента
времени или моя родословная», «Изучение химического состава почв в Шатурском районе» «Загрязнение воздуха в Шатурском районе. Охрана атмосферы», «Лесоторфяные пожары в Шатурском районе. Проблемы и
способы их решения», «Факторы, влияющие на экологическое состояние
квартиры», «Переработка твёрдых бытовых
отходов в ресурсы», «Влияние домашней пыли на организм человека», «Изучение
антоцианов черники».
Исследовательская деятельность имеет
творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации
обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в
рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума,
характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое
для него интересно, значимо и на которое он готов потратить своё личное время.
Таким
образом, исследовательская работа, как никакая другая деятельность, формирует у
учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной
адаптации независимо от выбора будущей профессии.
Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно
действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.
|